Ежегодный мониторинг эффективности государственной поддержки резидентов Бизнес-инкубатора | Бизнес инкубатор

Новости

Поделиться новостью
20.01.22
Ежегодный мониторинг эффективности государственной поддержки резидентов Бизнес-инкубатора

Бизнес-инкубатором ежегодно среди очных резидентов проводится анкетирование на предмет удовлетворенности доступностью мест, спектром предоставляемых услуг и эффективностью оказываемой поддержки. Для анкетирования разработана анкета из 22 вопросов, отражающих все необходимые элементы взаимодействия с резидентами в ходе оказания Бизнес-инкубатором поддержки предпринимательской деятельности.

 

Оценка доступности Бизнес-инкубатора

В группу по оценке доступности Бизнес-инкубатора вошли 5 вопросов: три, связанные с возможностью субъекта предпринимательства стать резидентом и два – на предмет комфортности доступа в здание Бизнес-инкубатора.

«Юридическая» доступность Бизнес-инкубатора складывается из частоты ротации резидентов, своевременности проведения конкурсов на право заключения договоров аренды, наличия информации о таких конкурсах. Такая доступность ограничивается числом помещений, предназначенных для размещения резидентов и конкуренцией между субъектами предпринимательства на конкурсе. «Физическая» доступность Бизнес-инкубатора складывается из удобства его географического расположения и возможностью пользоваться его поддержкой в необходимом каждому резиденту объеме.

Предприниматели получали информацию о возможности и условиях бизнес-инкубирования по результатам консультирования в Учреждении (33%), на сайте Учреждения (55%), а также из иных источников (22%) (данный вопрос позволял дать несколько вариантов ответа). Два резидента указали на недостаточность информации на сайте www.omrbi.ru – данный вопрос будет проработан с целью совершенствования подачи информации.

По результатам анкетирования установлено, что 79 % предпринимателей стали резидентами Бизнес-инкубатора в течение менее чем 2-х месяцев с момента принятия решения о необходимости получения государственной имущественной поддержки (согласно анкетированию января 2021 года - 83%). Для 3 предпринимателей срок ожидания составил от 2 до 4 месяцев и для одного - более полугода. В целом может быть сделан вывод, что доступность Бизнес-инкубатора с незначительными колебаниями осталась на прежнем уровне. 14 предпринимателей стали резидентами с первой попытки, две – со второй, две – с третьей.

При анкетировании резиденты традиционно высоко оценили транспортную и логистическую доступность Бизнес-инкубатора: все респонденты дали высшую оценку. Такой показатель получен благодаря размещению здания Бизнес-инкубатора в центральной части города, высокой доступности для общественного транспорта, близость организаций деловой инфраструктуры, наличию у здания охраняемой автомобильной стоянки.

Как и в предыдущем опросе, 95% анкетируемых резидентов отметили комфортные условия ведения бизнеса в части практического отсутствия ограничений на использование помещений. Обеспечение круглосуточной охраны здания Бизнес-инкубатора дает возможность обеспечить допуск резидентов в здание в нерабочее (по общепринятому графику) время. Помещения общей инфраструктуры предоставляются резидентам при необходимости и в вечернее время и в выходные и в праздничные дни. Таким образом, Бизнес-инкубатором реализуется политика минимальных барьеров для деятельности резидентов.

 

Оценка имущественной поддержки

Государственная имущественная поддержка Бизнес-инкубатором резидентов складывается из:

-        предоставления в аренду помещений по льготной арендной плате;

-        предоставления на безвозмездной основе движимого имущества: мебели и оргтехники;

-        предоставления на безвозмездной основе по заявкам помещений общего пользования.

Соответственно были сформулированы 7 вопросов на предмет качества предоставляемых ресурсов. При этом необходимо отметить, что базовой обязательной частью имущественной поддержки является предоставление помещений в аренду. Движимое имущество с 2016 года не привязано жестко к нежилым помещениям, а позволяет варьировать его объем по желанию резидента. Помещения общего пользования предоставляются резидентам по их заявкам, необходимость использования таких помещений каждый резидент определяет самостоятельно в зависимости от специфики/потребностей своего бизнеса.

Анализ полученных данных показывает, что 67% резидентов удовлетворены качеством арендуемых помещений. 33% обратили внимание на необходимость проведения текущего ремонта. Эти показатели ниже, чем по результатам предыдущего анкетирования (75 и 25% соответственно). Закономерно, что ответ на этот вопрос прямо связан с работой Учреждения по текущему ремонту. После первого мониторинга удовлетворены качеством помещений были только 60% резидентов, 35% отмечали необходимость текущего ремонта, 1 резидент – капитального. Во втором полугодии 2020 года Бизнес-инкубатором был произведен ряд работ по текущему ремонту и, по результатам второго мониторинга, оценка повысилась (как было указано выше – 75 и 25%). В 2021 году у Учреждения финансовых возможностей по проведению ремонта не было – оценка снизилась. На данный вопрос Учреждению следует обратить особое внимание.

 

Также вполне релевантны ситуации оценки резидентами мебели и оргтехники. В последние годы новая мебель не приобреталась – в результате, вследствие естественного износа, оценка удовлетворённости мебелью снизилась с 65 до 53%. Неудовлетворенность оргтехникой напротив резко упала: с 45 до 17%.  Это явно связано с получением Бизнес-инкубатором оргтехники от года Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства в апреле 2021 года.

 

 

По сравнению с мониторингом декабря 2020 года активность использования резидентами помещений общего пользования снизилась. Бизнес-инкубатор полагает, что этому способствовали три причины:

- в первом квартале 2021 года в значительной степени сохранялись ограничения по проведению массовых мероприятий;

- в летние месяцы традиционно деловая активность ниже;

- в первом полугодии в Бизнес-инкубаторе резидентами стали трое самозанятых граждан: у таких проектов необходимость в использовании общих помещений, как правило, ниже.

Оценка доступности помещений несколько понизилась: с 88 до 81%. На фоне снижения частоты использования помещений этот результат может показаться неправдоподобным. В действительности такая оценка связана с высоким спросом на помещения общего пользования в выходные дни, когда залов и учебных классов может не хватать для удовлетворения потребностей всех желающих.

 

Оценка консультационной поддержки

В данном блоке респондентам были заданы 3 вопрос о форме, объеме и качестве консультационной поддержки. 72% резидентов получали консультационную поддержку в электронной форме, 44% - в очной (допускалось несколько вариантов ответа).

Оценка резидентами достаточности консультационной поддержки повысились: с 89 до 94%. Качеством консультационной поддержки удовлетворены 100% резидентов.

 

Оценка информационной поддержки

В данном блоке сформулированы два вопроса: об используемой номенклатуре информационных ресурсов из числа предлагаемых Бизнес-инкубатором и об удовлетворенности используемыми ресурсами.

Мониторинг показал рост востребованности резидентами информации, размещаемой в здании Бизнес-инкубатора и снижение роли электронных источников

 

Общая оценка деятельности Бизнес-инкубатора

Респондентам предлагалось оценить удовлетворенность общим объемом услуг, предлагаемых Бизнес-инкубатором, а также общая эффективность для резидентов каждой меры поддержки.

 

По результатам данного мониторинга общая оценка удовлетворенности объемом услуг Бизнес-инкубатора существенно повысилась: с 78 до 94% и превзошла оценку первого мониторинга (85%). Также выше оценена эффективность имущественной поддержки: 73% против 67% мониторинга декабря 2020 года. Оценка эффективности консультационной и информационной поддержки напротив, понизилась с 88% до 73 и 67% соответственно.

 

Выводы

Основой аналитики данных настоящего мониторинга является их сравнение с показателями двух мониторингов 2020 года. Как и при предыдущем анализе, очевидна связь между оценками резидентов и рядом внешних и внутренних факторов.

Основным отрицательным внешним фактором, приведшим к снижению оценок резидентов, стал факт полностью не снятых ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса COVID-19. Этот фактор явно повлиял на снижение оценки эффективности консультационной и информационной поддержки, при том, что объем и качество такой поддержки со стороны Учреждения не снизились: об этом также свидетельствуют соответствующие оценки. При этом необходимо отметить, что этот же фактор, очевидно, повлиял на рост оценки эффективности имущественной поддержки с 67 до 78%: в условиях снижения объема продаж экономия на арендной плате существеннее влияет на выживаемость бизнеса.

Снижение уровня оценки качества арендуемых помещений, удовлетворенности мебелью являются следствием воздействия внутреннего фактора: невозможность из-за дефицита бюджета предусмотреть существующие расходы.

К позитивной тенденции следует отнести рост оценки достаточности и качества консультационной поддержки. Бизнес-инкубатор связывает данную оценку, в числе прочего, с индивидуальной работой с резидентами по созданию планов развития. Снижение неудовлетворенности оргтехникой, как было указано выше, связано с передачей в апреле 2021 года более 40 единиц оргтехники Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства.

На основание изложенного, Бизнес-инкубатору в следующий отчетный период следует обратить особое внимание:

- на состояние арендуемых помещений и помещений общего пользования;

- на состояние мебели, предоставляемой резидентам;

- на популяризацию среди резидентов электронных источников информации;

- завершить замещение устаревшей оргтехники более новой.